Мумонкан, случай 1
Монах спросил Дзёсю:
«Обладает ли собака природой Будды?»
Дзёсю ответил: «Му.»
Контекст коана
Этот диалог произошёл в IX веке в Китае. Мастер Дзёсю Дзюсин (778–897) — один из величайших учителей чань, знаменитый своими парадоксальными ответами. Он начал учить только после 80 лет и прожил, согласно традиции, 120 лет.
Вопрос монаха не был праздным любопытством. В буддийской доктрине утверждается, что все существа обладают природой Будды — потенциалом к пробуждению. Но есть и тексты, где говорится, что некоторые существа лишены этой природы. Монах, очевидно, хотел прояснить доктринальный вопрос.
Что значит «Му»?
Иероглиф 無 (му, кит. у) буквально означает «нет», «отсутствие», «ничто». Но Дзёсю не отвечал на вопрос в рамках логики «да/нет». Его «Му» — это не отрицание наличия природы Будды у собаки.
Интересно, что в другом случае, когда ему задали тот же вопрос, Дзёсю ответил «У» (有) — «да», «есть». Это показывает, что его ответ не был философским утверждением.
«Му» Дзёсю — это не «нет» как противоположность «да». Это отрицание самой дуальности, самого вопроса, самого способа мышления, который порождает такие вопросы.
Комментарий Мумона
Мумон Экай (1183–1260), составитель сборника, даёт свой комментарий:
«Для практики дзен необходимо пройти через заставу, поставленную патриархами. Для достижения чудесного пробуждения нужно исчерпать все операции ума. Если ты не прошёл заставу патриархов и не исчерпал операции ума, ты подобен духу, цепляющемуся за кусты и травы. Что такое застава патриархов? Это одно слово — «Му». Вот первая застава дзен. Поэтому она называется «Застава без ворот школы дзен». Тот, кто пройдёт через неё, не только увидит Дзёсю лицом к лицу, но и пойдёт рука об руку со всей чередой патриархов. Он будет видеть теми же глазами, слышать теми же ушами. Разве это не было бы радостью? Разве нет желающего пройти через эту заставу?»
Как работать с коаном «Му»
В школе Риндзай этот коан традиционно даётся первым. Работа с ним может занять годы. Вот основные принципы:
1. Не пытайтесь понять интеллектуально
«Му» нельзя постичь умом. Любой ответ, который вы можете сформулировать словами — неправильный. Коан создан для того, чтобы истощить ваш аналитический ум.
2. Станьте «Му»
Традиционная инструкция: сконцентрируйтесь на «Му» всем своим существом. Не повторяйте его механически — погрузитесь в него. Пусть «Му» заполнит всё ваше сознание.
3. Вопрошание
Держите вопрос живым: «Что такое Му?» Не ищите ответ — просто держите вопрос. Пусть он горит в вашем животе, как раскалённый железный шар, который невозможно ни проглотить, ни выплюнуть.
4. Практикуйте в дзадзэн
Работа с коаном происходит во время сидячей медитации. Сядьте в правильную позу, следите за дыханием, и пусть «Му» будет вашим единственным объектом внимания.
Стих Мумона
К каждому коану Мумон добавляет поэтический комментарий:
Собачья природа Будды —
Вот представлено полное проявление, полная команда.
Только начни думать «есть» или «нет» —
И жизнь потеряна.
Ловушки при работе с коаном
Философствование
«Му означает пустоту», «Му — это отрицание дуальности», «Му указывает на изначальную природу»... Всё это — интеллектуальные конструкции, которые уводят от живого опыта.
Имитация
Кричать «Му!» или делать драматичные жесты — не значит понять коан. Внешняя форма без внутреннего прорыва бессмысленна.
Нигилизм
«Му» — это не ничто в философском смысле. Не впадайте в отрицание реальности или бессмысленность.
Отчаяние
Работа с коаном может вызвать фрустрацию. Это нормально — и даже необходимо. Но не сдавайтесь. Прорыв часто приходит после периода кажущегося тупика.
Признаки прогресса
Традиционно ученик представляет своё понимание учителю на частной встрече (докусан). Только учитель может подтвердить, что коан «пройден». Однако есть некоторые признаки движения:
- Вопрос становится всё более насущным, жизненно важным
- Привычное мышление начинает казаться странным, неадекватным
- Появляется ощущение «стены» — ум не может двигаться ни в какую сторону
- Иногда — внезапные проблески ясности, которые невозможно удержать
После «Му»
Прохождение коана «Му» — не конец, а начало. Это первые врата. После них следуют сотни других коанов, углубляющих и проверяющих понимание.
Но прорыв через «Му» — поворотный момент. Он даёт вкус того, что ищет дзен. После него практика приобретает совершенно иное качество.
«Великий Путь не имеет ворот,
Тысячи дорог ведут к нему.
Тот, кто пройдёт через эту заставу без ворот,
Будет свободно ходить между небом и землёй.»
Заключение
Коан «Му» — это приглашение. Приглашение выйти за пределы привычного мышления, за пределы «да» и «нет», за пределы всех концепций — к прямому переживанию реальности.
Не читайте о «Му». Не думайте о «Му». Станьте «Му».