Дзен (от санскритского «дхьяна» — медитация, созерцание) — это школа буддизма Махаяны, зародившаяся в Китае в VI веке и получившая название «чань». Позднее учение распространилось в Корею (сон), Вьетнам (тхиен) и Японию, где стало известно как дзен.
Происхождение и история
Согласно традиции, дзен берёт начало от самого Будды Шакьямуни. Однажды, вместо обычной проповеди, он молча поднял цветок лотоса перед собранием учеников. Только один из них — Махакашьяпа — понял смысл этого жеста и улыбнулся. Так было положено начало «передаче вне писаний» — прямой передаче пробуждения от сердца к сердцу.
В Китай это учение принёс индийский монах Бодхидхарма около 520 года н.э. Он стал первым патриархом чань и провёл, по легенде, девять лет в медитации перед стеной храма Шаолинь. От него идёт непрерывная линия передачи учения вплоть до наших дней.
«Особая передача вне учения,
Не опирающаяся на слова и знаки,
Прямое указание на сердце человека,
Созерцание своей природы и становление Буддой.»
Основные принципы
Дзен отличается от других буддийских школ своим прямым, практическим подходом. Вот его ключевые особенности:
- Прямое указание на ум. Вместо изучения сутр и философских трактатов дзен делает упор на непосредственный опыт постижения своей истинной природы.
- Передача от сердца к сердцу. Пробуждение передаётся напрямую от учителя к ученику, минуя слова и концепции.
- Практика здесь и сейчас. Пробуждение возможно в любой момент, в любых обстоятельствах. Не нужно ждать будущих жизней.
- Обычный ум — это и есть Путь. Нет ничего особенного, что нужно достичь. Природа Будды уже присутствует в каждом существе.
Философия дзен
Центральное понятие дзен — это шуньята (пустота). Но пустота здесь не означает «ничто». Это отсутствие фиксированной, независимой сущности у всех явлений. Всё взаимосвязано, всё постоянно меняется, и нет ничего, за что можно было бы ухватиться.
Из этого понимания вытекает концепция мусин — «не-ума» или «пустого ума». Это состояние, когда ум свободен от привязанности к мыслям, эмоциям и концепциям. Не отсутствие мыслей, а отсутствие цепляния за них.
Недвойственность
Дзен преодолевает все двойственности: субъект и объект, я и мир, хорошо и плохо, просветление и заблуждение. В конечном счёте, нет отдельного «я», которое достигает пробуждения. Есть только это — бесконечное, живое настоящее.
Практика
Основная практика дзен — это дзадзэн (сидячая медитация). Практикующий сидит в устойчивой позе, следит за дыханием и позволяет мыслям приходить и уходить, не цепляясь за них.
В школе Риндзай также используются коаны — парадоксальные загадки, которые невозможно решить логически. Работа с коаном разрушает привычные паттерны мышления и может привести к внезапному прорыву — кэнсё или сатори.
Помимо формальной медитации, дзен подчёркивает важность осознанности в повседневной жизни. Мытьё посуды, подметание пола, приготовление пищи — всё это может стать практикой, если выполняется с полным присутствием.
Школы дзен
Существует несколько основных школ дзен:
- Риндзай — делает упор на работу с коанами и внезапное пробуждение. Известна более динамичным стилем практики.
- Сото — акцентирует «просто сидение» (сикантадза) без какой-либо цели. Пробуждение и практика не разделяются.
- Обаку — сочетает элементы дзен с практикой повторения имени Будды Амитабхи.
Дзен в современном мире
В XX веке дзен распространился далеко за пределы Азии. Благодаря таким учителям как Судзуки Дайсэцу, Сюнрю Судзуки и Тит Нат Хан, миллионы людей на Западе познакомились с этой традицией.
Сегодня дзен-центры существуют по всему миру. Практика дзен оказала глубокое влияние на западную культуру, психотерапию, искусство и даже бизнес. Понятия осознанности (mindfulness) и присутствия прочно вошли в современный лексикон.
«Если вы не можете найти истину прямо там, где находитесь, где ещё вы надеетесь её найти?»