Бодхидхарма: первый патриарх дзен

История индийского монаха, который принёс учение чань в Китай и девять лет медитировал перед стеной

Бодхидхарма (菩提達磨, ок. 440–528) — полулегендарная фигура, почитаемая как первый патриарх чань (дзен) в Китае и 28-й патриарх в линии преемственности от Будды. Его образ — суровый взгляд, борода, красная роба — стал одним из самых узнаваемых символов дзен-буддизма.

Происхождение

Согласно традиции, Бодхидхарма родился в Южной Индии, в царстве Паллава, и был третьим сыном короля. С детства проявлял склонность к духовной жизни и стал учеником великого мастера Праджнятары, от которого получил передачу дхармы.

Праджнятара предсказал, что Бодхидхарме суждено отправиться в Китай и распространить там учение. После смерти учителя Бодхидхарма, которому было уже за шестьдесят, сел на корабль и отправился в долгое путешествие.

Встреча с императором У

Прибыв в Китай около 520 года, Бодхидхарма был приглашён ко двору императора У-ди из династии Лян — ревностного буддиста, построившего множество храмов и монастырей.

Состоялся знаменитый диалог:

Император спросил: «Я построил множество храмов, переписал сутры, поддерживал монахов и монахинь. Каковы мои заслуги?»

Бодхидхарма ответил: «Никаких заслуг».

Император: «Почему никаких заслуг?»

Бодхидхарма: «Всё это — мирские деяния с мирскими плодами. Они подобны теням, следующим за формами, — нереальны сами по себе».

Император: «Тогда в чём же истинная заслуга?»

Бодхидхарма: «Чистая мудрость — совершенная и пустая. Её нельзя обрести мирскими средствами».

Император: «Какова высшая истина священного учения?»

Бодхидхарма: «Безбрежная пустота, ничего священного».

Император: «Кто же тогда стоит передо мной?»

Бодхидхарма: «Не знаю».

Император не понял учения. Бодхидхарма покинул дворец и переправился через реку Янцзы — по легенде, на тростинке.

Девять лет перед стеной

Бодхидхарма пришёл в монастырь Шаолинь на горе Суншань и поселился в пещере неподалёку. Там он провёл девять лет в непрерывной медитации, сидя лицом к стене.

Эта практика получила название «бигуань» (壁觀) — «созерцание стены». Монахи приходили к нему, но он не обращал на них внимания. Его называли «брамином, созерцающим стену».

«Снаружи прекрати все связи,
Внутри не имей волнений в сердце.
Когда ум подобен стене,
Можно войти в Путь.»
— Бодхидхарма

Хуэйкэ и отрубленная рука

Однажды монах по имени Шэньгуан пришёл к пещере и просил Бодхидхарму принять его в ученики. Бодхидхарма не отвечал. Шэньгуан стоял на снегу день за днём.

Наконец Бодхидхарма спросил: «Чего ты хочешь?»

«Прошу учителя открыть врата сострадания и спасти все существа», — ответил Шэньгуан.

«Высочайший Путь всех Будд достигается через бесчисленные эоны усердной практики, преодоления невыносимого. Как можешь ты, со своей малой добродетелью и поверхностной мудростью, надеяться достичь его?»

Тогда Шэньгуан взял нож и отрубил себе левую руку, поднеся её Бодхидхарме как знак своей решимости.

Бодхидхарма принял его и дал имя Хуэйкэ («Мудрость, способная [продолжить линию]»). Хуэйкэ стал вторым патриархом чань.

Учение Бодхидхармы

Бодхидхарме приписывают четыре строки, ставшие манифестом дзен:

«Особая передача вне учения,
Не опирающаяся на слова и знаки.
Прямое указание на сердце человека —
Созерцание своей природы и становление Буддой.»

Это означает:

  • Истина передаётся напрямую от учителя к ученику, минуя писания
  • Слова и концепции — лишь указатели, не сама реальность
  • Нужно смотреть прямо в природу ума
  • Каждое существо уже обладает природой Будды

Смерть и легенды

Согласно одной версии, Бодхидхарма был отравлен завистниками. По другой — мирно скончался, передав робу и чашу (символы передачи дхармы) Хуэйкэ.

Самая известная легенда гласит, что через три года после смерти Бодхидхармы чиновник Сунь Юнь встретил его в горах Памира, идущего на запад с одной сандалией в руке. Когда открыли могилу — там была только эта сандалия.

Бодхидхарма и боевые искусства

Традиция связывает Бодхидхарму с возникновением кунг-фу в монастыре Шаолинь. Якобы, видя слабое здоровье монахов, он научил их упражнениям для укрепления тела.

Исторически это маловероятно, но символически важно: дзен всегда подчёркивал единство тела и ума, важность физической практики.

Наследие

От Бодхидхармы идёт непрерывная линия передачи до наших дней. Все школы дзен — Риндзай, Сото, Обаку в Японии, Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме — возводят свою преемственность к нему.

Его образ — суровый, бескомпромиссный, указывающий прямо на суть — остаётся символом духа дзен.

«Если ищешь Будду вовне — никогда не найдёшь. Будда — это твой собственный ум. Не ищи нигде больше.»